Меню
12+

Средство массовой информации - сетевое издание "Знамя победы.ru"

27.01.2020 09:28 Понедельник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 5 от 23.01.2020 г.

Они сражались за Родину

Автор: Александр Царегородцев. Из книги «Победа. Правда. Память»

Герой Советского Союза А.Н. Мягчилов

2020 – особый год для нашей страны. Ныне исполняется 75 лет со дня подписания акта о капитуляции Германии, именно столько прошло с момента окончания Великой Отечественной войны. 9 мая 2020 года наша страна будет отмечать эту значимую дату.

Герой Советского Союза А.М. Рогожников

Мы начинаем публикацию отрывков из статей, очерков, архивных документов, посвященных людям, принимавшим непосредственное участие в событиях военных лет, о наших славных земляках – участниках ВОВ. А начнем с рассказа о Героях Советского Союза из Шарангского района: А.Г. Мягчилове, А.М. Рогожникове и М.М. Кузнецове.

МЯГЧИЛОВСКАЯ ВЫСОТА

Более семидесяти лет прошло с той поры, как наш земляк гвардии лейтенант Анатолий Григорьевич Мягчилов шагнул в бессмертие, навсегда оставшись двадцатилетним. Его героический подвиг будет вечно жить в памяти народной, в делах повседневных.

...18-й гвардейский Краснознаменный полк девятой стрелковой дивизии с боями вышел на границу трех братских республик – России, Белоруссии, Латвии и снова готовился к наступлению. В штабе разрабатывали дерзкую операцию. Группа автоматчиков должна была проникнуть в расположение противника, изучить местность, выявить огневую систему и взять «языка».

Для отвлечения внимания врага решили совершить налет на высоту близ деревни Сысоево, захватить ее и удерживать до тех пор, пока разведчики не выполнят задание.

Только опытному и волевому командиру можно было поручить выполнение такой задачи. Выбор пал на Анатолия Мягчилова. На передовой он был два года, не раз проявлял отвагу и мужество.

Ночью 18 мая 1944 года он скрытно вывел свой взвод автоматчиков к вражеским позициям. После артподготовки в небе вспыхнула зеленая ракета.

- За мной! – крикнул Анатолий и легко выпрыгнул на бруствер. Бойцы бросились вперед. Гитлеровцы оборонялись упорно, но сдержать натиск гвардейцев не смогли.

- Мы выполнили первую часть задачи. Теперь надо держаться до сигнала отхода, – передал по солдатской цепи Мягчилов.

Он приказал всех раненых перевязать и отправить в медсанбат, остальным – приготовиться к отражению контратаки.

На левом фланге было тихо, ни одного выстрела. Значит, разведчикам удалось пробраться в тыл неприятеля. Здесь, на высоте, тоже затишье.

Тишина держалась недолго. Обозленный неудачей, враг обрушил на автоматчиков шквал артиллерийского огня, затем ринулся в контратаку. Наши бойцы хладнокровно подпустили их поближе и открыли огонь. На высоте остались лежать более полусотни вражеских солдат. Но эта контратака не была последней. По гвардейцам снова ударили пушки и минометы. Мягчилова ранило осколками мины в голову.

Этот обстрел был самым продолжительным. С первыми лучами солнца показались фашисты, шли они на горстку смельчаков в полный рост. С потерями не считались, лезли напролом. В ход пошли гранаты. Немцы залегли, ожидая момента для решающего броска. В это время взвилась сигнальная ракета: наши разведчики боевую задачу выполнили, автоматчикам приказано оставить рубеж.

- Отходить по одному, – отдал приказ командир. – Прикрывать огнем буду я.

Гитлеровцы заметили, что гвардейцы отходят, и кинулись вперед. Фашисты ворвались в траншею и пошли на Мягчилова, стараясь взять его живым.

В автомате кончились патроны, нет гранат. Он вынул из кобуры пистолет и в упор расстреливал наседавших гитлеровцев. Остался один патрон. Анатолий оглянулся: его бойцы с ранеными были далеко...

- Значит, успеют уйти. Прощайте, друзья!

- Рус, сдавайся! – злорадствуя, орал фашистский офицер.

- Гвардейцы не сдаются!

Раздался выстрел – последний выстрел Мягчилова. Пулю эту он пустил себе в висок.

Так гвардеец-патриот выполнил свой долг перед Родиной, вписав яркую страницу в летопись Великой Отечественной войны. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июля 1944 года Анатолию Григорьевичу Мягчилову посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

На высоте, которую местные жители назвали Мягчиловской, верному сыну Отчизны установлен строгий обелиск – четырехгранный штык, увенчанный ярко-красной звездой. В торжественные дни люди приносят венки и цветы, возлагают на могилу воина. На центральной усадьбе колхоза «На страже Октября» в деревне Сутоки ему поставлен гранитный памятник с барельефом и мемориальной надписью.

ПЕРЕПРАВА НА ДНЕПРЕ

Войска 2-го Белорусского фронта, форсировав реку Днепр на участке протяжением 120 км, прорвали вторую оборонительную полосу немцев, подготовленную ими на западном берегу, и штурмом овладели крупным областным центром Белоруссии – городом Могилев...

«В бою за город Могилев разгромлена 12-я пехотная дивизия немцев» – такое сообщение было передано от Советского информбюро в оперативной сводке за 28 июня 1944 года. А накануне командир второй роты капитан А. Г. Сухоруков отдал боевой приказ Андрею Рогожникову: «Ответственным за переправу назначаю Вас!»

Сапер ясно понимал, какая серьезная задача перед ним поставлена. Выполнить надо ее всего за одну ночь – в три раза быстрее, чем в обычных условиях. За это время требуется построить деревянный мост длиной почти 100 метров. Утром должна переправиться 139-я Рославльская стрелковая дивизия. Передовые части соединения под командованием генерал-майора И.К. Кириллова уже преодолели трудный водный рубеж и заняли оборону южнее Могилева. Фашисты с этим не могли смириться и по вырвавшейся вперед пехоте открыли ураганный огонь. Атака наших войск захлебнулась, а подкрепления все не было. Днепр преградил путь моторизованным частям, артиллерии и другой тяжелой технике, мешая ввести в разгоревшееся сражение свежие резервы. И судьба наступления перешла в руки саперов.

Сержант Рогожников не новичок на фронте. Боевое крещение принял летом грозного сорок второго под Ржевом, который гитлеровцы считали ключом к Москве. Под градом пуль и ливнем осколков он наводил переправы через Волгу, Десну, Остер, Сож. Подвергая себя смертельной опасности, под носом у врага оборудовал командные и наблюдательные пункты, а для разведчиков проделывал проходы в минных полях и проволочных заграждениях.

... Еще раз проверены автоматы, противогазы. Пополнен запас боеприпасов. Не забыты ножницы, миноискатели, лопаты. А через двадцать минут четыре сапера уже ползут по склону. Жара невыносимая, пот слепит глаза, но даже короткой передышки себе не позволяют. И только у обрыва Андрей повременил. Пока бойцы отдыхали в зарослях, он огляделся. До Днепра метров десять. Судя по всплеску волн на излучине реки, течение быстрое, но русло в этом месте не самое широкое. И чего не ожидал, прямо перед ним – лодка.

Рогожников посмотрел на часы: без четверти два.

- Все на спуск! – он решительно махнул рукой, спрыгнул на гальку и первым подбежал к плоскодонке.

- Рассохлась, течет, – предупредил Самарзанов. – Мне работа: воду отчерпывать котелком.

- Правильно, – согласился Андрей и добавил: – а Моргунову и Ларюхину грести изо всей мочи.

Не мешкая ни секунды, саперы быстро погрузили шанцевый инструмент. Еще не успели в уключины вставить весла, как на песчаном откосе разорвался снаряд.

- Засекли! – Андрей зло крякнул и с силой оттолкнул плоскодонку. Он понял, что фрицы внимательно следят за рекой и предпримут все, чтобы наших пехотинцев сбросить обратно в Днепр. Медлить нельзя, срочно нужна переправа.

Строить ее решено на правом берегу, на той полоске земли, которую отвоевали у противника сегодня в полдень. Место выбрали по таким соображениям: на этом плацдарме есть узкая, но достаточно глубокая ложбина, и не каждый снаряд туда попадет.

Сейчас, наоборот, разрывы участились. Сначала за кормой, потом впереди вздыбился грязный фонтан. Лодку подкинуло, и она, дав сильный крен на левый борт, наполнилась водой. И сразу же послышалось: «Фарватер!»

Позади фарватер, проскочили и зону обстрела. Вскоре все четверо были на берегу, на котором кругом виднелись следы недавней жестокой схватки с врагом. Удачно добрались и остальные бойцы саперного взвода.

Андрей приказал тщательно проверить местность. Почти все материалы для строительства моста были найдены здесь, в балке. Но под бревнами и досками толовые шашки! Появился командир роты, который для ускорения дела привел два взвода солдат.

- Фрицы будут мешать, – сказал ему Рогожников. – Людей надо расставить так, чтобы не было задержки и суматохи.

- Действуйте по своему усмотрению!

Взвод саперов он разбил на три группы. Первая делала мостовые рамы. Вторая – устанавливала их на дно реки. Остальные укладывали прогоны и настил.

Сам Рогожников появлялся везде: давал указания, помогал на самых ответственных участках. Долго стоял в воде, продрог. Только с разрешения командира 195-го отдельного саперного батальона майора И.М. Титаренко пошел в землянку погреться, как донесся крик:

- Пролет уплывает!

Прибежал и увидел: тяжело ранен осколками снаряда сапер, временно его заменивший. Он с ходу прыгнул в реку и под непрекращающимся огнем скрепил развороченные бревна скобами. Еще громче стал подбадривать:

- Держись, ребята!

Артобстрел сразу усилился после того, как в одиннадцатом часу ночи саперы смогли пропустить через сооружаемую переправу стрелковые подразделения. Строительство моста не прекращалось ни на минутy, хотя были убитые, раненые.

А в 8 часов утра 28 июня 1944 года смертельно усталый сержант Рогожников докладывал дивизионному инженеру подполковнику А.М. Егорову о завершении работ по наведению переправы. Когда по колеблющемуся настилу могучей лавиной устремились бронетранспортеры, пушки, минометы, Андрей и его бойцы спали, как убитые. Даже во сне не видел он тогда, что за этот мост ему 24 марта 1945 года Указом Президиума Верховного Совета СССР присвоят звание Героя Советского Союза.

И вот уже седой Днепр остался далеко-далеко позади. Старший сержант, затем младший лейтенант Рогожников по-прежнему нес свою службу в составе 2-го Белорусского фронта. Потом воевал на земле многострадальной Польши, в Германии.

Как-то в Восточной Пруссии гитлеровцы пытались окружить саперов, строивших на нейтральной полосе НП для командира дивизии. Но атака была отбита. У Андрея осколками перебило автомат, изрешетило шинель. Он получил контузию. А через неделю его ранило пулей в живот. В госпиталь не поехал: около двух месяцев лечился в медсанбате. Без конца надоедал лечащему врачу:

- Доктор, скоро ли на передовую? Я уже здоров, чувствую себя хорошо.

- Терпение, терпение, мой друг, – ежедневно слышалось в ответ.

Перед форсированием Одера в районе города Шведт саперный взвод Рогожникова делал лодки, сколачивал плоты и паромы для переправы живой силы и техники. Нелегко приходилось: днем бомбила авиация, а ночью били вражеские орудия. На реке Эльбе, за Берлином, он был в числе тех советских воинов, которые первыми встретились с войсками союзников – англичанами.

За стойкость, мужество и отвагу ему вручили еще две государственные награды – ордена Отечественной войны I и II степени, которые ярко засияли на его груди вместе с «Золотой Звездой», орденами Ленина и Красной Звезды, медалью «За боевые заслуги». А от Верховного главнокомандующего он получил 13 благодарностей.

Добросовестный мирный труд коммуниста Рогожникова отмечен ленинской юбилейной медалью и Почетной грамотой Президиума Верховного Совета Чувашской АССР.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

31