Меню
12+

Средство массовой информации - сетевое издание "Знамя победы.ru"

23.08.2021 10:48 Понедельник
Категории (2):
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 61 от 21.08.2021 г.

НЕУВЯДАЮЩИЙ «ПЕЛЕДЕКШ»

Автор: Оксана Арсибекова
обозреватель

Золотой юбилей в этом году отмечает народный марийский фольклорный ансамбль песни и танца «Пеледекш», который бережно хранит и передает следующим поколениям традиции марийского народа через свое творчество.

Бывший педагог Черномужской школы Руфина Ефимовна Соколова поделилась воспоминаниями об истории создания коллектива:

«В 1971 году широко отмечался юбилей города Горький и проходил второй областной фестиваль фольклорных коллективов. В районах области начались смотры художественной самодеятельности, во всех клубах готовились к этому смотру. Наш клуб был колхозный, не было заведующего, но все равно работа велась, и люди охотно сюда приходили. При клубе была небольшая каморка, где жила уборщица и истопник печи в одном лице Ольга Федоровна Лучкова. Вот она-то и оповещала население о собраниях, концертах к праздникам, о том, что приезжает Шарангская кинопередвижка «крутить» кинофильм.

Заведующая отделом культуры Тамара Николаевна Шарова направила к нам методиста Виталия Александровича Куклина для создания марийского коллектива и подготовке его к выступлению на сцене Шарангского Дома культуры на районном смотре».

В.А. Куклин проделал большую работу по подбору артистов: выяснил, у кого есть голос и слух; ходил по рабочим местам и домам, собирал женщин по Черномужу и Пайдушеву, чтобы вовлечь в коллектив; уговаривал мужей, чтобы отпустили жен на репетиции и выступление. Методисту удалось-таки «сколотить» группу в Черномуже из пожилых женщин (кому за 50), а в Пайдушеве – из женщин помоложе. Музыкантов нашли местных: на марийском бубне играла Дарья Александровна Пайкова, в Черномуже гармонистом была Анастасия Михайловна Павлова, а в Пайдушеве – восьмиклассник Виталий Витальевич Краснов.

«Я, молодая учительница, на генеральную репетицию случайно попала. Просто педагогам захотелось посмотреть, что за номера такие готовят в клубе, – припоминает Р.Е. Соколова. – Нам сказали, что нужно обязательно делать переводы песен и частушек. В те времена в тексте должна была выдерживаться идея. Меня и попросили заняться этой работой.

Например, у одного коллектива была песня Мустафы из кинофильма «Путевка в жизнь». Там последние кадры, где он едет на дрезине и поет марийскую песню «Куница играет». А я училась в Козьмодемьянске, общалась с горномарийскими девушками, поэтому немного горномарийский язык знала.

Потом Виталий Александрович предложил мне ехать в Шарангу на выступление, чтобы объявлять номера и сразу давать переводы на сцене. Заняла где-то у бабушки марийское платье и поехала».

На смотре художественной самодеятельности в Шаранге присутствовали представители из Горьковского Дома творчества. Со всего района только артисты из Черномужа и Пайдушева прошли отбор для участия в областном фестивале. Времени до выступления в Горьком оставалось совсем немного. А нужно было еще отработать пение и придумать костюмы.

«У Пайдушевского коллектива – розовые оборочки на подолах, розовые фартучки и туфли. А у черномужских женщин – голубые оборочки на подолах, голубые фартуки, на головах сороки (женский головной убор) и на ногах лапти, – задумчиво произносит Руфина Ефимовна. – Позднее, когда я окунулась в историю, то узнала, что у марийских мужчин и женщин праздничная обувь – это были сапоги или ботинки. А лапти пришли уже с Запада, славяне привезли. На Западе в те времена кроме лаптей еще деревянную обувь делали. А здесь марийцы носили кожаную. Почему так? Марийцы (тогда – черемисы) занимали большую территорию и граничили со степными кочевниками. А кочевники хорошо выделывали кожу, носили обувь и одежду всю из кожи. Вот и марийцы научились этому ремеслу от них, даже на работу ходили в кожаной обуви».

Виталий Александрович сообщил, что получил двадцать два командировочных удостоверения. А в коллективах вместе с гармонистами и сопровождающими было всего шестнадцать человек. У Руфины Ефимовны возникла идея подготовить девочек, то есть третий состав, молодежный. Методист не воспринял эту затею всерьез, а вот заведующая отделом культуры поддержала ее. И молодая учительница подобрала девочек и начала проводить с ними репетиции.

Снова возникла проблема: нужно по-быстрому сшить молодежные костюмы. Но где найти подходящую ткань? Простой ситец и сатин выглядят плохо. Руфина Ефимовна обратилась на Маслозавод и в буквальном смысле выпросила у директора лавсан, через который процеживают молоко. Материал не мнется и белого цвета. Дело пошло: в КБО заказали наряды. А так как вышивать не успевали, придумали купить платки, вырезать из них цветы и приклеить эти аппликации на платья.

Когда пришло время ехать в Горький, Виталия Александровича еле-еле уговорили не высаживать девочек из автобуса. Он не ожидал, что их коллектив так быстро подготовят.

Выступления проходили на трех площадках. С площади Минина даже велась прямая трансляция Горьковского телевидения. Несмотря на безусловное волнение самодеятельных артистов, все прошло успешно. Выступления понравились зрителям, и на фоне других самодеятельных коллективов смотрелись очень достойно.

«Приехали домой, и решили, что коллектив надо как-то называть. Как? Начали предлагать: цветы распустились, розочки и так далее. Потом постановили: цветок. А давайте по-марийски? Так и образовался ансамбль «Пеледекш», – с гордостью рассказывает Р.Е. Соколова. – Выступали с марийскими песнями. Делали переводы с луговых и горномарийских песен на наш диалект».

Со временем состав ансамбля менялся: старики уходили, молодежь вливалась. Коллектив продолжал учить песни, частушки, проводить репетиции, начали выезжать с национальной марийской кухней.

Так рассказывает о дальнейшей работе «Пеледекш» его участница Ирина Васильевна Алтаева: «Я начала выступать в 80-е годы.

В то время постоянно ходили на репетиции 12-15 человек, в том числе мужчины и парни. Дом культуры работал, несмотря на то, что здание было деревянное, старое. Появились штатные кадры: гармонист, художественный руководитель коллектива и директор Черномужского СДК. Репетиции проводили в вечернее время, потому что днем артисты работали. Состав коллектива был разношерстный: молодежь, старшие учащиеся, работники почтового отдела, культуры, администрации, доярки, техслужащие.

Из Йошкар-Олы привозили книги с текстами песен, которые мы переводили на свой местный диалект.

А частушки пели свои, местные. Брали их у бабушек, которые выступали ранее. Помимо этого, разыгрывали сценки на марийском языке. И уже номеров 15-20 было в репертуаре».

В 1991 году в Черномуже образовался Центр марийской культуры. А в 1993 коллективу «Пеледекш» присвоили звание «народный», так как он постоянно выезжал с выступлениями за пределы района и области, был участником многих мероприятий в районе. До сих пор это звание держится за коллективом.

В 90-е годы стали заказывать костюмы в Марий Эл. Сотрудничали по многим вопросам с Министерством культуры в городе Йошкар-Ола. Первые четыре пары костюмов были с настоящей вышивкой. Состав артистов обновлялся, молодежи стало много и костюмов не хватало. Сшили для мужчин плясовые костюмы: это рубаха, брюки и обувь. Съездили в Советск и заказали обувь: сапожки для женщин и сапоги для мужчин. Коллектив был полностью одет.

Отличительная черта марийского национального костюма – белый цвет. Первые наряды для артистов были вышиты цветами в унисон с названием ансамбля, а в дальнейшем заказывали одежду с марийскими орнаментами. Тысячи элементов вышивки, и каждый завиток имеет свой смысл. По орнаменту можно было прочитать, что обозначает тот или иной узор.

«До самой старости руководил ансамблем Смирнов Юрий Павлович. С его уходом коллективу стало сложно заниматься, – продолжает Ирина Васильевна. – Приглашаем сейчас Виталия Витальевича Краснова, он снова играет нам, не отказывает».

Сейчас заведующей домом культуры работает Екатерина Аркадьевна Лопатина, тоже участница «Пеледекш»: «Ежегодно ездим на межрегиональные фестивали «Пеледекш пайрэм» и «Земля предков» в Республику Марий Эл. Выступаем в Нижнем Новгороде на Дне народного единства и всероссийском фестивале этнографических коллективов «Зеленые святки». Коллектив имеет в своей копилке множество различных наград, так как принимает активное участие и в других фестивалях и конкурсах».

Сейчас состав взрослой группы насчитывает 12 человек (большинство их них – женщины) и 8 человек школьников. Еще есть коллектив ребят из детского сада. Кроме старинных и современных песен и танцев артисты не менее успешно проводят театрализованные обрядовые представления, ставят шуточные сценки, декламируют стихи. Подготовлены солисты, дуэты и трио.

Ансамбль содействует развитию марийской культуры, организует работу по сохранению самобытности, восстановлению обычаев предков, знакомит с национальной кухней. И постоянно находится в творческом поиске.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

59