Меню
12+

Газета Шарангского района Нижегородской области «Знамя Победы»

12.07.2021 10:57 Понедельник
Категории (2):
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 49 от 08.07.2021 г.

«Я выбрал ту стезю, к которой и стремился, – благородное дело служения детям»

Автор: Материал подготовила Дарья Бойко
обозреватель

12 июля 2021 года исполняется 80 лет именитому земляку шарангцев Александру Александровичу Баранову. Он – советский и российский врач-педиатр, доктор медицинских наук, профессор, академик, главный педиатр-эксперт Минздрава России, член Президиума Российской академии наук, почетный президент Союза педиатров Российской Федерации, вице-президент Национальной медицинской палаты…

Перечень его ученых степеней, званий и прочего, конечно, внушителен. Но самым важным является тот вклад, который внес А.А. Баранов в дело всей своей жизни. Он является одним из основоположников современной детской гастроэнтерологии, педиатрической экопатологии, фундаментальных исследований по неспецифической резистентности (относительный уровень врожденной устойчивости к различным патогенным факторам). Им создана научная школа профилактической педиатрии. За создание и внедрение концепции снижения младенческой смертности в Российской Федерации он стал лауреатом Премии Правительства РФ в области науки и техники.

Где же родился этот незаурядный человек? В деревне Арзаматово Шарангского района Кировской области в 1941 году. «Родился я спустя 3 недели после начала Великой Отечественной войны. Отец, Александр Иванович Баранов, был на фронте, и матери подсказали, что если сына назовешь именем отца, то отец с войны вернется. Так и случилось», – пишет Александр Алексан- дрович в своей книге «О педиатрии, о себе и не только…» Его мать была учительницей, а отец – фельдшером. Именно они привили сыну те ценности, которые в дальнейшем способствовали становлению его личности.

Путь в медицину у будущего академика был довольно извилистым. Вот что он сам рассказывает об этом все в той же книге: «Признаюсь, что родителям в детстве и отрочестве я доставлял немало волнений. Началось с того, что после окончания четвертого класса я категорически отказался продолжать обучение, мотивируя тем, что умею читать, писать и считать. Родители были в шоке, но я проявил твердость характера и год не учился. Однако просидев год дома, изменил свое мнение и потом, в пятом, шестом и седьмом классах, учился усердно, закончил 7 классов с похвальной грамотой, что давало мне возможность без экзаменов поступить в любой техникум». Тогда А.А. Баранов сначала выбирает речное училище в Великом Устюге, а затем, передумав благодаря уговорам родственников, поступает в Марийский радиомеханический техникум. Но вскоре, когда приедет домой на зимние каникулы, он решит бросить техникум и продолжить обучение в 8 классе Шарангской средней школы. Учился он хорошо и очень успешно занимался спортом.

В этот самый период Александр Александрович всерьез задумался о будущей профессии. Ориентировался он на те из них, которые были востребованы на селе – агроном, учитель, врач. В итоге в 1958 году юноша едет в Казань и поступает в медицинский институт. «Мы, четыре выпускника Шарангской школы Кировской области, прибыли в Казань и подали документы в приемную комиссию медицинского института. Учиться, конечно, хотелось на лечебном факультете, но в приемной комиссии нам посоветовали подавать на педиатрический факультет, объясняя свой совет тем, что мы из сельской школы и наш уровень подготовки уступает абитуриентам лечфака – в основном выпускникам городских школ. Согласились. В итоге я оказался студентом 112-й группы педфака, хотя по набранным баллам мог бы пройти и на лечебный факультет», – описывает свое поступление А.А. Баранов.

В 1964 году он окончит институт и там же, после практической работы в Верхнеуслонской центральной районной больнице (был врачом-педиатром, а также заместителем главного врача ЦРБ), в 1966 продолжит обучение в аспирантуре. В 1969 – защитит кандидатскую диссертацию.

Последующие 18 лет медицинской деятельности Александра Александровича были отданы Горьковскому научно-исследовательскому педиатрическому институту. Очень ярко о «горьковском периоде» А.А. Баранова рассказывает в своей статье (вышла в свет в июле 2020 года) хорошо знакомая с академиком обозреватель редакции «Российской газеты» Ирина Краснопольская: «Детский врач Александр Баранов за 18 горьковских лет прошел путь от старшего научного сотрудника оргметодотдела до директора первого в стране НИИ детской гастроэнтерологии. Стал замечательным ученым, организатором детского здравоохранения. И докторская диссертация, защищенная в 36 лет, была неким итогом прекрасно спланированного первого и единственного до настоящего времени широкого эпидемиологического исследования распространенности болезней желудочно-кишечного тракта у российских детей. Не понаслышке знаю: коллектив обожал своего молодого директора, который вывел институт в лидеры отечественной педиатрии. По результатам научной и клинической работы он стал одним из лучших в стране. Тут сложилось все: институт отремонтировали, оснастили современным оборудованием, зарплаты сотрудников увеличились вдвое. И главное: медицинскую помощь поступающим со всей страны детям стали оказывать на самом достойном уровне».

Новый этап в жизни Александра Александровича начнется в феврале 1987 года, когда ему позвонят и сообщат, что с ним хочет встретиться министр здравоохранения СССР академик Е.И. Чазов. Уже на следующий день утром Баранов был в Москве. Беседа с министром длилась не более 10 минут, Чазов сообщил, что Политбюро ЦК КПСС поставило задачу снизить в стране детскую смертность и А.А. Баранову предлагалось принять в процессе ее реализации непосредственное участие. И он это сделал, причем в должности заместителя министра здравоохранения по детству и родовспоможению.

Приступив к работе в новом ранге, Александр Александрович сформировал профессиональную команду. «Мы быстро поняли, что ключ к решению проблемы снижения детской смертности находится в Средней Азии, а еще конкретнее – в Узбекской ССР. Именно в этой республике была наиболее высокая рождаемость, а в структуре смертности в СССР на долю Узбекистана приходилось около 30% умерших детей», – рассказывает в своей книге о складывающейся тогда ситуации А.А. Баранов. В ее решении нужен был системный подход и достоверная информация о состоянии медицинской помощи детям на всех этапах. Баранов предлагает Чазову направить в республики Средней Азии для работы в летний период (чтобы избежать подъема смертности от кишечных инфекций) бригаду опытных педиатров и реаниматологов. Это предложение было поддержано. В Узбекскую, Таджикскую, Туркменскую, Киргизскую ССР были отправлены лучшие педиатры европейской части страны. И за два года смертность детей в этих республиках снизилась в среднем на 15%.

«В «министерские годы» доктор Баранов помог реализации идеи создания в стране консультативно-диагностических и перинатальных центров. А еще был подготовлен приказ по расширению «границ педиатрии» с 15 до 18 лет…» – пишет И. Краснопольская. В момент распада СССР тогда уже первый заместитель министра здравоохранения А.А. Баранов отвечал за подготовку медицинских учреждений к возможному приему раненых во время путча, обеспечение бесперебойной работы службы в переходный период, передачу дел новым сотрудникам министерства.

За большие успехи в создании нового научного направления в педиатрии, подготовке медицинских кадров и высокий профессионализм Александр Александрович в 1990 году был избран членом-корреспондентом Российской академии медицинских наук (РАМН), в 1995 – действительным членом РАМН, а затем в 2010 – действительным членом РАН (Российской академии наук).

С 1992 года А.А. Баранов возглавлял кафедру детских болезней Московской медицинской академии имени И.М. Сеченова, а затем кафедру педиатрии с курсом детской ревматологии факультета послевузовского профессионального образования педиатров этого же вуза.

В 1996 Александр Александрович назначается директором Научно-исследовательского института гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков, молодежи Госкомитета санэпиднадзора РФ. А через два года он возглавит Научный центр здоровья детей РАМН. Этот Центр под его руководством (с 1998 года по 2018) превратился в уникальное научно-клиническое учреждение, владеющее всеми профилактическими, диагностическими и лечебными технологиями, способствующими развитию фундаментальных исследований по изучению закономерностей роста и развития организма здорового и больного ребенка и внедрению в практику здравоохранения передовых методов снижения младенческой смертности, заболеваемости и инвалидности детского населения России.

С 2018 года А.А. Баранов – научный руководитель ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России. С 2019 – советник руководителя НИИ педиатрии и охраны здоровья детей ЦКБ РАН Министерства науки и высшего образования РФ.

Имя академика Баранова широко известно не только у нас, но и в мировой медицинской общественности. С 2007 по 2013 год он – вице-президент Европейской педиатрической ассоциации. В 2013 – становится почетным профессором Университета Фоджа (Италия), почетным членом Турецкого педиатрического общества.

Нельзя не сказать о многочисленных наградах Александра Александровича. В числе самых значимых – орден Трудового Красного Знамени, орден Почета, орден «За заслуги перед Отечеством» IV, III, II степени. Все они были получены за огромный вклад в дело охраны здоровья детей.

«Сохраним здоровье детей – сохраним Россию!» – эти слова А.А. Баранова фактически стали для него девизом в многолетней работе. Их также можно назвать призывом к обществу в том, чтобы к педиатрии было обращено самое пристальное внимание. Ведь от этого напрямую зависит здоровье нынешних маленьких граждан нашей страны, а значит – ее будущее.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

9