Меню
12+

Средство массовой информации - сетевое издание "Знамя победы.ru"

14.01.2019 10:55 Понедельник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 2 от 11.01.2019 г.

Полжизни связано со школой

Автор: Нина ЗАГАЙНОВА
заведующий отделом писем

В 2018 году Щенниковская основная школа отметила свое 115-летие. Долгое время возглавляла это учебное учреждение Анфия Алексеевна Истратова. О том, какую роль в ее судьбе сыграла школа, поделилась ветеран педагогического труда.

Родилась Анфия Алексеевна в трудное послевоенное время в 1948 году в деревне Макаровские Щенниковского сельсовета. Школа привлекала девочку с детства, поэтому в 1-й класс она пошла с желанием.

Начиная с пятого класса, в каникулы школьники помогали взрослым в колхозных делах: пололи лен, подгребали сено, убирали картошку, вывозили на лошадях навоз с ферм на поля, сортировали зерно… Такой труд никто не считал зазорным, это казалось естественным и работу воспринимали как должное.

В 7 классе вместе со сверстниками Фина вступила в комсомол, а затем была избрана комсоргом и принимала самое активное участие в жизни школы. По этому поводу вспоминает Анфия Алексеевна один курьезный случай: «Однажды поехали мы с секретарем комсомольской организации колхоза (учительницей) в Тонкино на пленум райкома комсомола на школьной лошади по кличке Ягодка. На обратном пути у саней вывернулась оглобля. Чтобы ее поправить, нужно было лошадь распрячь, а затем запрячь снова в сани. Но ни та, ни другая этого делать не умели, стоим возле Ягодки и чуть не плачем. Но на счастье проходил мимо мужчина и помог нашему горю. Так благополучно мы и вернулись домой».

После окончания восьмого класса Щенниковской школы А. Истратова продолжила обучение в Тонкинской средней школе, так как Шарангский район был тогда объединен с Тонкинским. На выпускном вечере в 11-м классе учительница спросила Анфию о том, куда она планирует поступать, и посоветовала ей Горьковский педагогический институт. И хотя все складывалось в пользу педагогики, выпускница-хорошистка так и не смогла выбрать будущую профессию.

Чтобы утвердиться в правильном выборе, Анфия решила в течение учебного года поработать в какой-нибудь школе, но вакансий учителя нигде не оказалось, и все же перед самым первым сентября ей вдруг предлагают должность старшей пионервожатой в родной Щенниковской школе.

«Я начинала работу «слепым котенком», совершенно не представляя, чем должна заниматься, – вспоминает педагог. – А за учебный год так пристрастилась ко всем слетам, организации вечеров, КВНов, выпуску стенгазет, поездкам на соревнования, что даже не хотелось со всем этим расставаться при поступлении в вуз. Прикипела душой и к ребятам, сдружилась с ними. До сих пор яркой картинкой стоит перед глазами районный слет пионерии, когда наша команда вышла в морской форме, красиво строем с песней прошла по центральной площади Шаранги и заняла первое место».

По прошествии учебного года Анфия Алексеевна вновь попыталась поступить в вуз, но удача снова повернулась к ней спиной. Так судьба еще на один год определила ей занятия полюбившимся вожатским делом. В течение учебного года нередко приходилось заменять учителей, проводить уроки в разных классах. Вот тогда, наверное, и пришло окончательное решение посвятить себя педагогике.

Летом следующего года документы вновь были поданы в Горьковский государственный педагогический институт, а после сдачи экзаменов Анфия Алексеевна Истратова была зачислена на первый курс естественно-географического факультета. Пять лет студенческой жизни пролетели быстро. За это время ее группа побывала во многих уголках Советского Союза на практических занятиях, но по-прежнему звук горна приводил в трепет сердце бывшей пионервожатой…

По окончании вуза, получив диплом, по распределению поехала молодая учительница в Вадский район Горьковской области. Довольно быстро влившись в коллектив Вадской средней школы, начала она преподавать уроки географии и биологии местным ребятишкам. И все же в далеко идущих планах видела себя Анфия Алексеевна городским жителем, также как и все ее старшие братья, обосновавшиеся в городе Горьком. Однако у судьбы свои дороги, зачастую не совпадающие с нашими мечтами, – спустя полтора года от отца пришла срочная телеграмма, в которой говорилось о том, что мать девушки находится при смерти. Раздумывать было некогда, собрав вещи, Анфия Алексеевна уехала в Шарангу. Как после оказалось – навсегда.

После выписки из больницы матери требовался постоянный посторонний уход, а поэтому и последующее трудоустройство А.А. Истратовой состоялось поблизости от дома – в Щенниковской школе. «Вернувшись на родину, сложно было начинать работу в родной школе, где были педагоги, которые меня учили, а теперь стали коллегами, – делится воспоминаниями Анфия Алексеевна, – но я никогда не слышала от них грубого замечания или хулы. Напротив, с их стороны была поддержка, нужные советы и помощь. С добротой до сих пор я вспоминаю Касьянову М.П., Васеневу З.А., Бобыкину Ф.Н. и, конечно же, нашего директора – Лютову М.А. Мария Андреевна была доброй, чуткой, спокойной женщиной, мудрым наставником. Впоследствии, в 1985 году, от нее мне пришлось принять руководство школой. До конца своих дней она оставалась для меня главным советчиком во всех школьных делах».

Надо отметить, предложение на должность директора школы для Анфии Алексеевны было полной неожиданностью, так как педагогический опыт был еще небольшой, хотя в то время она работала уже завучем. «Я обкашивала траву на территории школы (это было перед началом учебного года) в тот момент, когда мимо проходили Галина Вениаминовна Крылатых и Мария Андреевна. Поравнявшись со мной, заведующая роно сказала: «Вот, Анфия Алексеевна, принимайте школу!» – на что я наотрез отказалась. Тем не менее после нескольких бесед в райкоме партии, мне пришлось согласиться, и в октябре этого же года приказом отдела образования я была назначена директором Щенниковской школы».

Казалось бы, что уж тут сложного руководить относительно небольшим учреждением с укомплектованным кадрами штатом вдалеке от районного центра, но… В наследство А.А. Истратовой достались два старых здания школы и интернат с печным отоплением, а поэтому после завершения отопительного сезона первым делом брались за ремонт печей. Кирпич для этого «добывали» всем коллективом в старых разрушенных кирпичных домах по всей округе. Для отопления требовались дрова, которые доставлял райтоп. Расколотые горы поленьев опять же всем составом, включая старшеклассников, укладывали в дровяники. Не менее ответственным было содержание интерната, где жили дети из отдаленных деревень: для ребят организовывалось трехразовое питание, в понедельник их необходимо было привезти на занятия, а в субботу снова отправить по домам.

«Сложным для меня было это время. В семье уже подрастали две дочери, на руках парализованная мама, полный двор скота, к тому же муж – директор ООО «Щенниковское», дел у которого в сельском хозяйстве тоже невпроворот. А у меня – то ночная няня заболела (иду на ночь в интернат), то – повар на больничный ушла (готовим с коллегами по очереди), то – истопник от тяжелой работы отказался (приходится самой печи в школе топить). Так что девочки мои рано стали самостоятельными, – рассказывает дальше Анфия Алексеевна. – Мы очень обрадовались, когда наша школа (еще в советское время) попала в областную программу. Тогда и было начато строительство здания на 162 места, даже завезли мебель, но грянуло время перестройки и объект надолго «заморозили». В 1997-м году на 1-е сентября приехал к нам начинающий глава администрации района Виктор Иванович Бахтин. Осмотрев наши «залатанные» владения, он пообещал, что следующий новый учебный год будем встречать в новой школе, и вскоре начались подготовительные работы. В наше ведение отошло начатое строительство совхозной конторы, которое перепроектировали под школу. Но время было очень трудным для строительства, поэтому всем коллективом мы снова взялись разбирать кладку «замороженной» школы. Чтобы в срок пустить объект в эксплуатацию, пришлось собирать оборудование для отопительной системы со всего района, но тем не менее 1 сентября 1998 года дети сели за парты в новой школе! Радости нашей не было предела: светлые, небольшие, уютные и теплые классы, просторные коридоры, нашлось место для учительской, кабинета завуча и директора, а главное, свалилась с плеч проблема – печное отопление!»

В проекте строительства был заложен и спортивный зал, но планы пришлось корректировать не в лучшую сторону – шла перестройка, которая до сих пор вспоминается с горечью: «В тяжелое время, когда по всей России не выплачивалась заработная плата, сельское население выживало за счет личного подсобного хозяйства. Руководство ООО «Щенниковское» многим помогало школе, выручало оно и в эти годы. По взаимозачетам учителя нашей школы получали в совхозе зерно на корм скоту, там же можно было приобрести и молодняк… Анализируя прошлое, сейчас я хорошо понимаю, что в лице мужа всегда имела поддержку не только в домашних делах, но и в решении проблем школы. Примеров тому можно привести много, хотя бы тот, что при необходимости мы всегда могли воспользоваться совхозным транспортом, если нужно было выехать на слеты или какие-то соревнования, но и сами не оставались в долгу, когда сельхозпредприятию требовалась помощь в уборке картофеля…»

Как и всякая школа, Щенниковская может гордиться многими своими выпускниками, состоявшимися в той или иной сфере деятельности. Кроме того, Анфия Алексеевна отметила вот что: «Наша школа была стартовой площадкой для многих учителей района. Сейчас в управлении образования трудятся М.Г. Жилина и Н.Н. Климина, которые проходили первую практику в Щенниках. В Шарангской школе работают учителями Л.Г. Лежнина, Н.А. Дубова, Н.Г. Бахтина, Н.Н. Ковязина; в Роженцовской – Н.А. Козлова и Э.И. Самойлова, в Большеустинской – Л.В. Шамаева, в Черномужской – Е.Н. Ванюшина, Л.В. Петрова, В.В. Паданаева… Получив когда-то педагогическое образование, вернулись преподавать в свою школу Касьянова М.П., В.А. Корякина, Н.А. Сурнина. В настоящее время работают в ней С.И. Лютов, Н.Н. Кузнецова, Е.Н. Иванова. Наши выпускники трудятся директорами других школ – Р.М. Протасова, Н.В. Лучкова, К.Н. Золотарев. Можно по праву сказать, что Щенниковская школа является кузницей педагогических кадров».

35 лет отдано Анфией Алексеевной Щенниковской школе, ставшей навсегда ей родной. За многолетний и добросовестный труд она была награждена нагрудным знаком «Почетный работник общего образования Российской Федерации». Оглядываясь на прожитые годы, ветеран педагогического труда говорит следующее: «Сейчас я даже не представляю, кем могла еще работать, если бы не поступила в пединститут. Как много замечательных ребят вышло из стен нашей школы. Мне всегда приятно встречаться со своими бывшими учениками, потому что школа – это теплые воспоминания детства и юности. Узнав из рассказов об их жизни, я радуюсь успехам и огорчаюсь неудачам…»

Передав руководство школы Галине Николаевне Бобыкиной, еще два года работала А.А. Истратова в Щенниках учителем географии, химии и биологии, а вот сейчас свою педагогическую деятельность продолжает в воспитании внуков.

2018 год был для Анфии Алексеевны полон знаменательных дат, в которые входят ее 70-летие и юбилей школы. Еще раз пожелаем ветерану педагогического труда доброго здоровья и благополучия, а Щенниковской школе много хороших, талантливых учеников и преданных своей професии учителей.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

80