По страницам районной газеты
Молодежь всегда была «легка на подъем», поэтому комсомольцы отправлялись туда, где страна наиболее нуждалась в их помощи. Так, по комсомольским путевкам целыми эшелонами ехали они на поднятие целинных земель; организовывались строительные отряды, которые направлялись на «решающие стройки Советского Союза». В 1974 году первый отряд добровольцев ВЛКСМ прибыл для прокладки Байкало-Амурской магистрали. Романтики и искатели стремились попасть туда, где не было привычного домашнего комфорта. Получив направление райкомов комсомола, юноши и девушки становились первопроходцами.
Районная газета «Сталинский клич» за 1955-56 гг. трудовой порыв молодежи оценивала так.
По зову партии на новостройки страны
В ответ на Обращение ЦК КПСС и Совета Министров СССР, призвавших молодых советских патриотов поехать работать на решающие стройки Советского Союза, в райком комсомола поступают заявления от комсомольцев и молодежи района с просьбой послать их на работу в восточные районы.
Молодой шофер К. Кузьмичев в своем заявлении пишет: «Прошу райком комсомола послать меня на работу в Приморский край. Доверие оправдаю».
Изъявил желание поехать на стройки коммунизма в восточные районы страны слесарь В. Контобойцев.
На целинные земли
Горячо откликнулись на призыв Коммунистической партии, московских комсомольцев поехать на освоение целинных и залежных земель юноши и девушки нашего района. 68 комсомольцев подали в райком комсомола заявления с просьбой послать их на целинные земли. Большинство из них смелые, решительные, готовые к преодолению любых трудностей. Одним из первых написал заявление молодой тракторист Шарангской МТС А. Васенев. Год тому назад т. Васенев освоил профессию механизатора. Годовое производственное задание он успешно выполнил.
- На целинных землях я буду работать еще лучше, – заявил он в райкоме. – С честью оправдаю возложенные на меня обязанности.
Райком комсомола решил удовлетворить просьбу т. Васенева.
Огромное желание изъявили поехать на освоение целинных и залежных земель комсомольцы-трактористы И. Целищев, В. Метельков, В. Удюрминов, комбайнер А. Кляпиков и др.
Небольшую книжицу Л.И. Брежнева «Целина» в 70-х годах прошлого столетия изучали все школьники среднего и старшего звена. Но как об этом времени рассказывают сами целинники? Одними из их представителей можно назвать семейную пару Свечниковых, проживающую в р.п. Шаранга, – Бориса Петровича и Зинаиду Ивановну. Вот лишь некоторые воспоминания комсомольцев 50-х об этом времени.
«...У студентов есть своя планета – это целина...»
На «борьбу за урожай» в июле 1957 года отправился Борис Петрович. Двое суток студенты Марийского государственного института и других учебных заведений Йошкар-Олы ехали в «теплушках», или, как еще их называли, «телятниках», до Новосибирской области. Далее бойцов студотряда направили в совхоз «Овцевод», распределив по полевым станам. Жильем для «новобранцев» стали обычные шалаши из соломы. Столовая, поварами которой тоже были девушки-студентки, располагалась в дощатом вагончике.
Заниматься приходилось многими делами: работать прицепщиками жатки на сенокосе, пахать пары, сушить зерно на току. Трудились в несколько смен, которые порой составляли 20 часов в сутки. В этот год будущий педагог Б.П. Свечников освоил не только прицепную технику, но и сам трактор Т-74. За сезон вместе с механизатором они скосили 205 га яровой пшеницы.
Естественно, что в полевых условиях были и соответствующие «удобства», тем более что вода на полевой стан доставлялась в бочках на волах. Но Борис Петрович вернулся домой с приличным заработком и справкой на два центнера пшеницы, что было огромной радостью для его мамы – вдовы участника Великой Отечественной войны.
На следующий год стройотрядовцы были отправлены в Октябрьский район Североказахстанской области в совхоз «Интернациональный». Это название говорит само за себя – работали на целине люди разных национальностей.
В этот раз Свечниковы поехали на уборку зерновых уже вместе. Здесь их ждали более комфортные условия, чем в «Овцеводе», так как жильем все-таки служили не шалаши, а дощатые вагончики с печками-буржуйками.
Девчата в основном трудились на току, а вот для парней всегда находились разные дела, так как рабочая сила требовалась всюду. Это могла быть разгрузка вагонов со стройматериалами, сушка и погрузка зерна, работа на комбайнах и многое другое, в общем, везде, где шла борьба за «казахский миллиард пудов зерна».
За ударную работу Б.П. Свечникову был вручен знак «Участник уборки урожая на целине». Это нелегкое, но интересное время супруги вспоминают с теплотой до сих пор.
Громкая стройка Байкало-Амурской магистрали! Участие в ней принимали и наши земляки. Материал об одном из них опубликован в 2008 году.
Слышишь, время гудит – БАМ…
«…Слышишь, время гудит – БАМ,
На просторах страны – БАМ,
Это колокол наших сердец молодых…»
До сих пор колоколом отзывается это короткое слово в сердцах современников комсомольской стройки. Особенно тех, кто непосредственно строил эту железную дорогу. Так о БАМе вспоминал Чепайкин Иван Иванович.
Вместе с друзьями уехал он в 1976 году в Амурскую область. Шесть суток добирались до далекого поселка Хорогочи. Строители магистрали обосновались в общежитии. Тем, кто обзавелся семьей, давали отдельные «квартиры» – вагончик или щитовой домик. Сначала прокладывали автомобильную трассу, а затем переходили к железнодорожному полотну. Работали на большегрузных автомашинах, делая за смену по 30-40 рейсов. Для сооружения насыпи перевозили скальные породы и гравий.
Не пугали молодых людей и лютые морозы под 50 градусов, ни летний зной с комарами да мошками. По вечерам собирались в небольшом клубе, где проводили комсомольские собрания и вечера отдыха. Среди ребят находились талантливые музыканты, певцы и танцоры. Скучать не успевали. Телевизоров в поселке не было, поэтому просто играли в шахматы или говорили о «последних известиях».
Многонациональной была эта стройка, но все жили дружно и весело. Никаких «национальных» конфликтов не возникало. В хороших отношениях были с местным населением. До появления железной дороги средством передвижения служили только олени да вертолеты. Ближайший большой город Тында находился в 80-ти километрах от поселка, но чтобы добраться до него приходилось преодолевать немало трудностей.
Добавить комментарий
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.