Меню
12+

Средство массовой информации - сетевое издание "Знамя победы.ru"

17.09.2014 15:18 Среда
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 76 [1] от 13.09.2014 г.

Ах, судьба…

Автор: Нина Загайнова
обозреватель

Человек – странное существо. У одного есть все необходимое для жизни, а ему все чего-то не хватает и хочется иметь еще больше. Другому же судьба дает лишь малые крохи, а он радуется тому, что есть и благодарит Бога за это! Анастасия Яковлевна Суслова из деревни Суслово, относится ко второму типу людей.

Узенькая, едва видная грунтовая дорога лишь сейчас ведет к ее дому. Деревня же, похоже, когда-то была красивая и богатая. Высокие добротные каменные здания и сейчас не утратили своего назначения: «Мой дом – моя крепость»! Еще жилые деревянные – тоже выглядят неплохо. А вот давно заброшенные, покосившиеся лачуги резко меняют настроение в худшую сторону. Среди этой неутешительной картины на конце деревни и проживает одинокая старушка – героиня данного рассказа.

Родилась Анастасия Яковлевна в 1923 году в большой семье крестьянина-середняка Якова Андреевича Суслова. Хотя среди пятерых детей не было ни одного сына, отец сумел «сколотить» крепкое хозяйство. Были у него и лошадь, и корова, и овцы с поросятами, и птица разная. Кроме всего имел он свою маслобойку, что в деревне считалось большой редкостью.

С приходом Советской власти Яков Суслов попал в число «богатеев» и был раскулачен. У семьи отобрали сначала весь скот и маслобойку. Всячески старались унизить морально. А после по решению совета бедноты – должны были Сусловы отправиться в ссылку за Урал.

Беременная шестой дочкой Пелагея собрала своих девчонок в дальний нелегкий путь. В ожидании участи сидели они в доме на лавке и плакали. Но когда пришли комитетчики и увидели, что «арестантов» слишком много, решили отправить в тюрьму лишь главу семейства.

После ареста Якова Андреевича нападки на семью «кулака» не прекращались. При любом удобном случае старались односельчане оскорбить дочерей и жену «богача», хотя те, оставшись без средств существования, едва не умирали от голода.

Отбыв положенный срок, Яков Андреевич вернулся домой. Но и тогда власти не давали Сусловым покоя. Чтобы избежать такого давления, переехали они в далекую марийскую деревню Нужа. А когда, наконец, страсти поутихли, вновь вернулись в свой дом.

Пережив все эти круги ада, серьезно заболела и вскоре скончалась Пелагея Степановна. Через несколько лет, перед началом Великой Отечественной войны, вдовец Яков Суслов решает жениться на своей односельчанке, которая, к сожалению, не стала его дочерям настоящей матерью...

С началом войны Я.А. Суслова в первых рядах забрали на фронт. Чтобы избавиться от «лишнего рта», шестнадцатилетнюю Настю вскоре выдали замуж за соседа-«разженю». Не успев расписаться, муж получает повестку в армию. А после его отправки прежняя жена, выгнав молодушку, поселяется в его доме. Анастасия же направляется военкоматом на оборонные работы в город Молотов (Пермь) на лесозаготовительные работы.

Были там прямо-таки тюремные условия. Скудное питание, жизнь в холодных бараках и завышенные нормы выработки выматывали так, что группа девчат решилась на побег. Среди них была и Настя Суслова.

Долгая дорога домой тоже показалась адом. Полуживые от голода, оборванные и изнуренные, вернулись девчата в деревню. Но вместо сочувствия были арестованы и осуждены. Анастасию отправили в колонию, в которой она пробыла около трех лет. Но именно эти годы сейчас женщина вспоминает как более легкие за время раскулачивания и труда на оборонке. Здесь хотя бы кормили более-менее прилично, и работы осужденные выполняли посильные, в основном занимались пошивом одежды.

Когда закончился срок заключения, Настю перевели на Кировский механический завод, который к тому времени уже переходил на мирные рельсы. И первая запись в ее трудовой книжке была такой: «Принята на завод № 608 в качестве бойца военизированной охраны». Таким образом, бывшей подсудимой самой пришлось стать конвоиром пленных немцев, которые работали на этом заводе.

В 1947 году Анастасия Суслова вернулась в родную деревню. Никакого своего жилья она, конечно, не имела, поэтому обосновалась у сестры. Некоторое время трудилась в колхозе, затем перешла техслужащей в Старорудкинскую школу. Однако подорванное здоровье постоянно напоминало о себе. Поэтому, поразмыслив, сестры решили, что Настя будет заниматься домашним хозяйством, а заодно ткать рогожку и крутить веревочку из мочала. Этим приработком и жить.

Жениха для бедной Насти так и не нашлось. После войны они стали на «вес золота», к тому же невеста слишком была скромна. Свою нерастраченную материнскую любовь щедро дарила она своим племянникам, всегда была приветлива и добра к ним. Жила по своим и Божьим законам, а когда подошел срок получения пенсии, отказалась ее оформлять. Не меняла и паспорт, оставаясь гражданкой Советского Союза. Практически жила как сибирская отшельница Агафья Лыкова. Вела натуральное хозяйство: выращивала овощи, держала коз, кур, сама заготовляла сено, колола дрова…Умела обращаться и с плотницким инструментом. При необходимости продавала скот, а на вырученные деньги покупала муку, сахар, топливо...

Но с течением времени сил на хозяйство становилось все меньше. Да и общение так нужно пожилому человеку. Изредка навещает Анастасию Яковлевну кто-нибудь из дальних родственников, поддерживает по мере сил ее Лидия Николаевна Суслова, также проживающая в Суслове. Совсем недавно внучатым племянникам удалось уговорить бабушку Настю на получение нового паспорта. Таким образом, у женщины появилось право на получение минимальной пенсии по старости. В помощь ей выделен социальный работник.

19 августа Анастасии Яковлевне Сусловой исполнился 91 год. Несказанно рада была она в этот день нежданным гостям: поздравить женщину приехала глава Старорудкинской администрации Антонина Васильевна Лежнина.

Не балованная вниманием и заботой, Анастасия Яковлевна приветливо и радушно встречает «добрых» людей, отвечая им взаимной душевностью. Молится за их здоровье и благополучие. Сама же по-прежнему сажает огород, держит козу, заготовляет ей сено на зиму, запасает дрова. Вот только все больше боится пожилой человек, что однажды обрушится и погребет под руины свою хозяйку ее ветхое жилище. Однако не хочется пожилой женщине «доживать век на чужой стороне».

А утро Анастасии Яковлевны начинается с молитвы и благодарения Бога за новый дарованный для жизни день. Радуется она солнышку, теплу, дождику. Ни у кого не просит помощи, привыкнув за трудную жизнь полагаться лишь на Господа и на себя. Старается сохранить, ценить то малое, что дается ей судьбой.

Так, все-таки, много ли надо для счастья человеку? Анастасия Яковлевна считает, что было бы здоровье, крыша над головой и душевный покой – вот три составляющие для радости жития на земле нашей!

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

235