Меню
12+

Средство массовой информации - сетевое издание "Знамя победы.ru"

29.05.2015 13:50 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 32 от 21.04.2015 г.

Что ж ты наделала, война?

Автор: Нина Загайнова

Письма с фронта… Маленькие клочки бумаги, не всегда разборчивый почерк, совсем немного информации о жизни бойца. Но какими дорогими были они для родных в те далекие 40-е годы! Как же ждали их в нашей Вятской глубинке! Во многих семьях до сих пор хранятся эти письма как самые дорогие реликвии, напоминая о суровом времени Великой Отечественной.

Какими же были они – бойцы Красной Армии, ушедшие на фронт в начале этой войны? Своими воспоминаниями об отце и брате поделилась Лидия Григорьевна Толстоброва. Когда началась ВОВ, Лиде было всего 11 лет, поэтому особые подробности ей не запомнились, но некоторые моменты врезались в память на всю жизнь.

Их крестьянская семья жила тогда в деревне Малиновские Большеустинского сельсовета. Отношения между родителями были всегда очень уважительными, передалось это и детям. По тем временам Толстобровы не считались зажиточными, но и не бедствовали.

Старший сын Иван с 16 лет работал молотобойцем (помощником кузнеца), а потом и сам овладел этим нужным в деревне ремеслом. Парень обладал такими качествами, которые обычно приписывают настоящим русским богатырям: сильный, высокий, красивый, веселый и добродушный. Придерживался парень своего нехитрого правила – «нас не трогай, мы не тронем, а затронешь – спуску не дадим». Поэтому без всякого страха ходил он на гуляния в разные деревни (как это раньше водилось). По выходным дням любил юноша бывать в колхозной конюшне, обучать необъезженных еще молодых лошадей.

Была у Вани и заветная мечта – уж больно хотелось гармонь свою иметь (на чужих-то играть он быстро научился). Уговорил мать втайне от отца четыре пуда муки (64 кг) обменять на гармошку. Побаивалась Зиновия Ивановна мужа, но сыну отказать не могла. Привез Иван инструмент, а показать его сразу побоялся. Обнаружив пропажу хлеба, Григорий Дмитриевич (скорее всего для порядка) поругал супругу и обещал наказать безобразника, но не исполнил своей угрозы. Он и сам был рад, что сын – первый парень на деревне – будет еще и гармонистом!

В семье Толстобровых подрастали еще три дочери. В 1940 году родился маленький Колюнька. Но Бог не дал ему жизни, умер мальчик перед самой войной… А в июне прокатилось по стране страшным громом известие о нападении на СССР гитлеровской Германии.

 В первых рядах ушел защищать Родину глава семейства Толстобровых Григорий Дмитриевич. До самой Шахуньи провожала его Зиновия Ивановна, видно чувствовала, что не свидятся больше с мужем. А в январе 43-го пришла повестка и 18-и летнему Ивану. Провожали новобранцев всей деревней. На станцию в этот раз поехала невеста Вани – Фея (как ее полное имя Лида так и не узнала).

А в марте пришло в Малиновские известие, что Толстобров Григорий Дмитриевич пропал без вести. Конечно, это не похоронка, но надежды на возвращение мужа у Зиновии Ивановны почти не оставалось.

Иван же, по воле случая, отстал от своего призыва и был направлен на Дальний Восток. Скорее всего, там он обучился на командирских курсах и отправился на передовую. Где-то в дороге удалось ему сфотографироваться. Это единственное фото и осталось на память семье.

Письма с фронта писал Иван Григорьевич очень короткие. Чтобы не расстраивать мать, сообщал, что «жив, здоров, не знает, что будет дальше…». Больше интересовался домашними делами, передавал привет родным. Но эти весточки были самыми желанными для Зиновии Ивановны – главное, жив и здоров!

В 1943 году пришло от него письмо, которое пришло из госпиталя. Оказалось, что это у Ивана уже второе ранение. Первое было не тяжелым и обошлось прифронтовым лазаретом. После лечения младший сержант Толстобров вновь отправился воевать. Последнее его письмо было датировано вторым июля 1944 года, а двумя днями позже боец подорвался на противопехотной мине. Ему по колено оторвало правую ногу, и это ранение оказалось смертельным.

Вскоре похоронка пришла в Малиновские и черная весть быстро разлетелась по деревне. Официальную бумагу почтальон вручил сестрам погибшего Тамаре и Лиде. Они боялись сообщить об этом матери и целый день не говорили о случившемся горе. Ни чего не подозревающая Зиновия Ивановна сидела у раскрытого окна и смотрела на дорогу. Вдруг ее окликнула соседка и спросила: «Зиновья, ты че, уж знаешь, что на Ивана-то похоронна пришла?» И видя, как мгновенно побледнела женщина, спохватилась: «Дак не знаешь что ли?..»

А после пришло Толстобровым письмо от сослуживца Ивана Василия Щепина. Он сообщал о подробностях гибели товарища. После ранения тот находился в сознании и сетовал на то, что не перенесет этой раны. Из-за сильной жары и отсутствия возможности госпитализации, у него быстро началось заражение крови, и через два часа Иван Григорьевич в возрасте 21 года скончался.

Позднее военком и председатель сельсовета передали матери орден, предназначавшийся сыну. В наградном листе было указано: «Толстобров Иван Григорьевич гвардии младший сержант, командир отделения роты автоматчиков 160 стрелкового полка 224 стрелковой дивизии, представляется к правительственной награде – ордену Отечественной войны второй степени… участнику Отечественной войны, Ленинградский фронт».

В коротком изложении личный боевой подвиг описывается так: «Командир отделения гвардии младший сержант Толстобров Иван Григорьевич, в бою 4.7.44 года на острове Тейкар-сари показал себя бесстрашным и смелым командиром. Со своим отделением тов. Толстобров неоднократно ходил в атаку на врага и отбивал его контратаки, не отступая с занятого после высадки рубежа, до прибытия на остров нового десанта. В бою за Родину пал смертью храбрых.

Достоин правительственной награды посмертно – ордена Отечественной войны 2 степени.

14 июля 1944 г.  Гвардии майор: Ильин».

Осиротела семья Толстобровых. Почернела от горя Зиновия Ивановна, потеряв в эту войну мужа и сына. Молчала в уголочке звонкоголосая гармошка Ивана, но продавать ее, как ни трудно жилось, не поднималась рука. Тогда решила старшая из сестер – Тамара – непременно освоить эту музыкальную науку. После войны, когда в деревне почти не осталось мужчин, девушку приглашали на гуляния с гармошкой.

Много горя принесла Великая Отечественная в семьи наших соотечественников. По подсчетам Л.Г. Толстобровой, из 63 дворов д. Малиновские не вернулись с фронта 23 человека! Вот такую страшную цену за мир заплатили жители всего одной деревеньки, а сколько этих потерь было по всей великой нашей стране! Красивые, сильные, талантливые, молодые люди могли бы сделать так много хороших добрых дел, не будь этой проклятой войны…

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

402