Меню
12+

Средство массовой информации - сетевое издание "Знамя победы.ru"

23.10.2017 09:25 Понедельник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 80 от 23.10.2017 г.

«О прожитом я не жалею…»

Автор: Нина ЗАГАЙНОВА
заведующий отделом писем

Зоя Михайловна с правнуком Колей

Октябрь – месяц, который мы посвящаем чествованию пожилых людей. Сколько же выпало на их долю, особенно тех, кто родился в первой половине двадцатого века, пережил трудное время первых десятилетий Советской власти, а затем и Великую Отечественную. Кому пришлось восстанавливать разрушенную войной страну… Одной из представительниц того поколения является Зоя Михайловна Сандул. На примере жизни этой простой женщины можно проследить историю нашего района, отметить основные вехи всей страны.

Родилась Зоя Михайловна 19 октября 1927 года в деревне Второе Зверево Шарангского района в очень бедной крестьянской семье. Отец большого семейства Михаил Федотович Морозов сразу поверил в новую власть, поэтому в числе первых вступил в колхоз. В памяти Зои Михайловны остался такой фрагмент из детства: когда отец на реке мыл (скорей всего отнятую у зажиточного крестьянина– «кулака») лошадь, а затем, прихватив гармошку и маленькую Зою, отвел Зорьку в колхозную конюшню. Прямо возле нее в честь почина активисты коллективизации устроили небольшой праздник с песнями и плясками…

Хорошо помнит ветеран и 1939 год, который выдался очень урожайным. Колхозники за свои трудодни получили столько зерна, что у каждого в закромах были полные лари хлеба. Конечно, доставался он нелегким трудом, но люди радовались тому, что жизнь налаживается, строили большие планы на будущее, но помешала им сбыться Великая Отечественная война…

В семье Морозовых, где на тот момент были три дочери и три сына, в марте 1941 года родился еще один мальчик – Коля. А в первые дни войны забрали на фронт отца. «Мама была уже немолодой (43 года), к тому же она страдала ревматизмом. А тут переживания, как прокормить без мужа большую семью. Хотя старшая сестра была замужем, средняя – работала в Шаранге в специально организованной службе по гражданской обороне, на руках оставались еще пятеро, в том числе – грудной ребенок. Все это вместе вовсе подорвало ее здоровье, – вспоминает то горькое время Зоя Михайловна.– Так в 13 лет на меня и братишек легли все заботы по хозяйству. А в 14 я уже работала в колхозе наравне со взрослыми. И пахала, и боронила, и серпом жала…Такую девчушку на элеватор в Шахунью отправляли! Мало того, что мы двое-трое суток туда на лошадях добирались, так еще и зерно сами разгружали. И никто на наше малолетство скидок не делал!»

А работать приходилось много. Почти всех мужчин призвали на фронт. В деревнях остались старики, женщины и дети, на которых легла тяжесть крестьянских забот. И если колхозные поля обрабатывались на лошадях или быках, то свои участки пахали вручную. Кроме того, каждая семья облагалась продовольственным налогом, потому что страна жила теперь под лозунгом «Все для фронта, все для победы!» «С осени еще как-то держались, питались овощами с огорода, а вот когда приходило время посадки, становилось так голодно, что мы только и думали о еде. Первая зелень шла в пищу, о хлебе мечтали как о самом ценном подарке, – рассказывает с горечью З.М. Сандул. – Мало того, что было голодно, так еще и дрова не знали как заготовить! Мать больная, лошадей колхозных для своих нужд не давали. Мы с братьями свалим дерево потоньше, тюлек напилим ручной пилой, а потом на санках вывозим. Так вот и жили – в голоде да в холоде…»

Как говорится, где тонко, там и рвется! Еще одно горе свалилось на Морозовых – в 42-м году на Михаила Федотовича пришла похоронка. Он погиб под Сталинградом. И без того больная мать совсем слегла, а в 1948 семья полностью осиротела. Двоих младших братишек определили в детский дом, Зоя же с двумя средними остались под родительским кровом. «Перебивались так, что вспомнить страшно! Но молодость, видимо, брала свое. Я все равно бегала на вечерки. Очень любила плясать. На меня даже посмотреть деревенские приходили», – вспоминает Зоя Михайловна.

Несмотря на все трудности, девушка стремилась получить образование – днем работала в колхозе, а после спешила в вечернюю школу в Шарангу. Так она окончила семилетку. Старательную, работящую Зою многие парни хотели бы видеть своей женой, но счастье ее жило на далекой Украине…

В 1949 году по воле случая в наш район прибыл Гавриил Яковлевич Сандул. Бывший фронтовик быстро нашел работу в Шаранге и уже обосновался здесь, когда встретил совсем еще юную девушку. Видя бедственное положение семьи, Гавриил не стал долго раздумывать и предложил Зое не только руку и сердце, но пообещал помочь ее братьям подняться на ноги. «Конечно, я сомневалась, потому что не знала этого человека, да и любви с первого взгляда тоже не было, однако за тридцать прожитых с ним лет не услышала в свой адрес ни одного слова упрека или оскорбления. В нем было столько заботы и уважения ко мне, сыновьям и моим родным, что это перевешивало всякую любовь», – рассуждает пожилая женщина.

А жили они, как и многие наши шарангцы: работали, построили дом, вырастили двоих сыновей. Гавриил Яковлевич долгое время трудился в заготзерно. Вместе с мужем работала здесь лаборантом и Зоя Михайловна. После – кладовщиком на нефтебазе, киоскером в «Союзпечати», а когда супруг заболел, снова вернулась в заготзерно. «Тогда было столько колхозов, что мне приходилось принимать по 10 тысяч тонн зерна! А это, как Вы понимаете, большая ответственность. Пока Гавриил мог выходить на работу, работала и я, а уж когда совсем слег, так и мне пришлось уволиться», – продолжает свой рассказ Зоя Михайловна.

Далее трудовой путь З.М. Сандул лежал через… милицию. По чьей-то рекомендации этой шустрой женщине было предложено место бригадира охраны. В подчинение ее входили 25 сторожей предприятий п. Шаранга. За день приходилось пешком обходить все объекты, а это можно сравнить с марафонским забегом!

Вот только от судьбы Зое Михайловне так и не удалось уйти. Снова в ее жизни пошла черная полоса. Вначале скончался Гавриил Яковлевич. В 58 лет умер старший сын. По какому-то злому року точно в этом же возрасте пришлось схоронить матери и младшего сына…

И все-таки после горьких испытаний блеснул один яркий лучик. Будучи уже несколько лет на пенсии, однажды в центре поселка встретила она своего друга детства, который тоже овдовел и уже «приглядывал» себе «невесту». Увидев давнюю знакомую, Василий Федорович тут же принял решение и предложил Зое Михайловне «коротать старость вместе». Может быть, действительно верна пословица, что старая дружба не ржавеет – в любви и согласии прожили они 25 лет. Причем не каким-нибудь гражданским браком, а настоящим законным, да еще и с венчанием, пока смерть одного не разлучила их. «Замечательный был человек мой Вася. А сколько почетных грамот за работу имел, его имя на Доску почета заносилось не раз. Отличный токарь, шлифовщик, мастер, каких еще поискать… – снова с грустью говорит Зоя Михайловна. – Много пережить пришлось: и горя и радости. Голод, нищету повидала, но и счастье стороной не обошло. Так что сожалеть мне не о чем. Вот юбилей свой отметила – 90 лет. Знать Господь жизни за сыночков моих, за родителей, что рано умерли, дает. Всякое на веку было, но о прожитом я не жалею!»

Глядя на эту оптимистичную женщину, трудно поверить, что столько трудностей выпало на ее долю. Так пусть же осень жизни не станет одним пасмурным днем, а будет в ней еще много радостных и солнечных моментов. Ведь есть у Зои Михайловны еще внуки и правнуки, которым она всегда рада.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

32