12+

Газета Шарангского района Нижегородской области «Знамя Победы»

Главная / Статьи / Шарангский некрополь
19.07.2017 11:09
  • 38

Категории:

Шарангский некрополь

Храм в честь Персвятой Живоначальной Троицы в р.п. Шаранга

Около двух веков назад в селе Шаранга был выстроен храм в честь Пресвятой Живоначальной Троицы.
За время его существования возле стен церкви были похоронены настоятели храма, дьяконы, служившие в нем, а также их близкие родственники.
С приходом советской власти уничтожены могилы служителей церкви, храм был разрушен, а на этом месте выстроен Дом культуры.
В настоящее время на средства прихожан изготовлен памятник тем, кто покоится возле стен возрожденного храма, который вскоре будет установлен на его территории.
Большую поисковую работу о священнослужителях и их семьях провела наш краевед Т. В. Петунина. Исторические данные, названные «Шарангский некрополь», она предоставила для публикации в нашей районной газете.

«Русский провинциальный некрополь» – это уникальный проект историка и организатора науки великого князя Николая Михайловича, в ходе которого в 1909-1912 гг. духовенством всех исповеданий были описаны десятки тысяч наиболее замечательных надгробий по всей Российской империи.

По ряду, наверное, всем понятных причин первый том книги издан лишь в 2012 году. В нее попали и сведения, подписанные 22 мая 1910 года, священнослужителями Свято-Троицкого храма с. Шаранги Яранского уезда Вятской губернии.
В то время несли здесь достойное служение, ежедневно преподавая своим прихожанам слово Божие, следующие духовные пастыри: священники Алексий Шерстенников и Александр Шкляев, диакон Петр Селивановский, псаломщики Петр Дьяконов и Виктор Трапицын.
Они сообщили, что в церковной ограде погребены:
1. Священник Василий Артемиев Фокин. Каменная плита с надписью «Здесь покоится тело священника Василия Фокина, родившегося в с. Городище, а скончавшегося в 1887 году 15 марта 72 лет».
2. Священник села Больше-Рудкинского Иоанн Варфоломеев Селивановский скончался в 1908 году 14 мая на 71-м году.
3. Диакон Емелиан Стефанов Зарницын. Родился в 1812 году 6 января, умер в 1894 году 24 февраля.
4. Диакон Алексий Тимофеев Вершинин. Умер в 1894 году 10 июня, всей службы 31 год.
5. Диакон Александр Михайлов Перминов. Родился в 1861 году 4 июля, умер в 1888 году 24 ноября.
6. Псаломщик села Беляевского Иоанн Петров Зарницын родился в 1875 году 16 марта, умер в 1894 году 16 июля.
7. Жена священника Василия Фокина Мария Иоанновна умерла в 1889 году 19 марта 74 лет.
8. Жена священника Николая Питиримова Евлампия Василиева, урожденная Фокина, родилась 9 октября 1851 года, умерла 20 февраля 1890 года.
9. Жена диакона Емелиана Зарницына, Татиана Александрова, урожденная Мышкина, умерла 24 января 1884 года.
10. Жена псаломщика Виктора Трапицына Александра Емелианова, урожденная Зарницына, родилась в 1855 году 14 апреля, умерла в 1893 году 27 апреля.
11. Жена учителя Михаила Александрова Юферева Елизавета Василиева, урожденная Фокина, родилась 26 сентября 1841 года, умерла 24 апреля 1870 года.
Погребен на кладбище: «1. Под сим камнем покоится прах царевосанчурского купца Аполлона Александровича Михайлова, после долголетней тяжкой болезни он перешел в вечность 26-ого февраля 1881 года на 57 году от рождения своего».
Для нас, ныне живущих в поселке, данная информация является очень ценной.
Вместе с разрушенным в 30-ые годы прошлого века огромным храмом в центре Шаранги исчезли и могилы возле него. Многие старожилы знали и помнили, что были надгробия рядом с церковью. Со временем и они исчезли. И вот теперь появилась возможность не только вспомнить имена похороненных, но и рассказать о каждом.
Священник Василий Фокин, 26 лет, прибыл в Шарангу 9 ноября 1840 года. Он не был первым священником, приход открыт за три года до его перемещения сюда, в далекое село на юго-западе Яранского уезда. После окончания в 1836 году Вятской духовной семинарии 4 апреля 1837 года он был посвящен во священника к Благовещенской церкви села Окатьево Котельнического уезда. Видимо, желание находиться поближе к родным местам послужило причиной переезда: известно, что он родился около Царево-Санчурска в с. Городище в семье пономаря.
В Шарангу приехал вместе с женой Марией Иоанновной, дочерью священника, она была на год моложе мужа. В семье молодого священника уже росла годовалая дочка Мария.
Приход был небольшой: по отчету за 1839 год прихожан в 139 дворах насчитывалось 1088 душ мужского пола и 1046 – женского, и жили они в 20 деревнях. Самыми дальними деревнями прихода были: Юронга на юго-западе и Малая Уста, а также Кузнецово (ныне в пределах Тонкинского района) на северо-востоке.
Прошло тридцать лет. Священнику Василию Артемиевичу Фокину уже 56 лет. За эти годы он заслужил награды: в 1861 году – набедренник, в память войны 1854-1856 гг. – бронзовый наперсный крест на Владимирской ленте.
Дети выросли. Сын Александр закончил Вятскую духовную семинарию, дочери вышли замуж: Анна, например, в 1870 году стала женой выпускника Вятской духовной семинарии Ивана Емелиановича Зарницына.
В приходе основаны новые починки, он расширился до 559 дворов, в которых проживали 2360 душ мужского пола и 2826 душ женского. Появилась возможность в 1867 году ввести вторую священническую вакансию. Открылись в округе и другие храмы.
Василий Артемиевич выйдет за штат в 1873 году, по слабости здоровья, когда ему исполнится 59 лет.
За три года до выхода за штат (1870 г.) он похоронил возле церкви свою дочь Елизавету Васильевну, жену учителя Михаила Александровича Юферева, которой не исполнилось и 30 лет. Ее могилка была первой возле церкви.
В этом же году он выдаст в замужество самую младшую дочку – Евлампию – за вновь назначенного священника Николая Василиевича Питиримова.
В 1884 году сын В.А.Фокина Александр служил священником в с. Филейка Вятского уезда; Анна была замужем за Иоанном Зарницыным, священником в с. Большое Устинское; Евлампия последовала за мужем Николаем Питиримовым в с. Кленовицкое Орловского уезда, где он служил на псаломщической должности.
В год смерти В.А. Фокина (1887) в приходе Свято-Троицкой церкви проживали в 725 дворах свыше 5000 православных христиан.
Его верная супруга Мария Иоанновна Фокина пережила мужа почти на два года и упокоилась рядом.
Возле их могил похоронили и младшую дочку: Евлампия Васильевна Питиримова умерла почти через год (1890 г.) после матери, не дожив и до сорока лет.
Вторая могилка возле церкви появилась почти через 14 лет. В 1884 г. умерла жена диакона Татиана Александровна Зарницына (урожденная Мышкина, дочь дьячка). Супруги Зарницыны оказались в Шаранге в 1842 году, когда Емелиан Стефанович Зарницын был посвящен во диакона Шарангской церкви. До того он после учебы в Вятской духовной семинарии служил дьячком с 16 января 1832 года в церкви села Лапугино Нолинской округи и в селе Пижемском Яранского уезда. В год прибытия в Шарангу у супругов было уже 3 сына: Петр, Василий и Иван. Здесь же у них родится четвертый – Павел.
Через год после смерти жены Емелиан Стефанович Зарницын оставил службу, пережив супругу на десять лет, умер в 82-летнем возрасте.
Можно сказать, что дети Зарницыных внесли огромный вклад в дело просвещения предков жителей будущего Шарангского района. В клировой ведомости по Шарангской церкви за 1870 год отмечено: «Школа в селе Шаранга обязана своим открытием священнику Зарницыну». Имеется в виду Петр Емельянович Зарницын, закончивший Вятскую духовную семинарию, в 1867 г. ставший священником Шарангской церкви.
В 1872 при открытии земского народного училища в Шаранге приехал сюда служить учителем его брат Павел Емелианович Зарницын.
Третий их брат – Иоанн Емелианович Зарницын, окончивший курс в Вятской духовной семинарии в 1868 году, до 1880 года проходил должности учителя в народных училищах Яранского уезда, а затем был рукоположен во священника Больше-Устинской церкви, одновременно был учителем и законоучителем в местной школе. Умер он в 1903. Священником в этом селе и, вероятно, законоучителем стал его сын Михаил Иоаннович Зарницын.
Умерший в 1894 году псаломщик села Беляевского (Яранского уезда) и похороненный внутри церковной ограды в Шаранге Иоанн Петрович Зарницын, скорее всего, является внуком диакона Емелиана Зарницына.
Диакон Александр Михайлович Перминов (умерший в 1888 году) окончил Вятскую духовную семинарию с аттестатом 1 разряда. Год служил учителем земского народного училища в с. Шаранга, затем – псаломщиком в с. Русские Краи. В 1886 году рукоположен во диакона Троицкой церкви с. Шаранга. Он был женат на Марии Петровне Зарницыной, по всей вероятности, на внучке диакона Емелиана Стефановича Зарницына.
Дочка диакона Зарницына Александра Емелиановна Трапицына умерла преждевременно, не дожив и до сорока лет. Замуж за Виктора Иоанновича Трапицына она вышла поздно, в 1885 году, когда он после учебы в Вятской духовной семинарии был определен псаломщиком Троицкой церкви с. Шаранга; была старше его на три года. Е.С. Зарницын доживал в доме своего зятя Трапицына и пережил дочь Александру чуть больше, чем на год.
Диакон Алексей Тимофеевич Вершинин. Ранее он служил дьячком, помощником учителя и законоучителем в с. Великоречье, с. Кикнур, с. Томаково. В 1870 году получил за свою службу одобрение от губернского училищного совета. В 1889 по собственному желанию переведен к Троицкой церкви нашего села. Около пяти лет прожил в Шаранге. Затем был переведен в Уржумский уезд, в село Куракино. Но скоропостижная смерть настигла его в Шаранге.
В приведенном выше списке захороненных в церковной ограде Троицкой церкви числится священник села Больше-Рудкинского Иоанн Варфоломеев Селивановский. Почему его похоронили в Шаранге, а не в Большой Рудке? Попробуем разобраться.
Прежде всего надо сказать, что род священников Селивановских старинный, к началу ХХ века насчитывал примерно 190 лет. Несколько представителей рода служили в храмах либо на территории будущего Шарангского района, либо в находящихся в непосредственной близости от его границ.
Обратимся к клировым ведомостям по Большерудкинскому храму. Василиевская церковь в Большой Рудке была построена в 1882 году – на каменном фундаменте, но деревянная. Освящена во имя Василия Великого 1 февраля 1883 года. Настоятелем в ней служил священник Иоанн Варфоломеев Селивановский, пономарский сын, 45 лет, родом из села Ломовского Яранского уезда. Он учился в Вятской духовной семинарии и в 16-летнем возрасте в 1854 г. был определен на дьяческую должность в село Усадское Малмыжского уезда. Через два года по собственному желанию переведен в с. Кундышское (сейчас – Корляки) Яранского уезда на дьяческое место. В 1860 г. посвящен во диакона, через одиннадцать лет «рукоположен во священника к той же Введенской церкви села Кундышского с получением дьяконских доходов. 3 февраля 1873 года утвержден в звании помощника настоятеля, 30 декабря 1882 г. назначен настоятелем сей церкви», то есть Василиевской в Большой Рудке.
Клировые ведомости рассказывают о том, что И.В.Селивановский много внимания уделял просвещению крестьянских детей, за что неоднократно поощрялся. В годы его служения как в Кундышской, так и в Б-Рудкинской церкви возводились здания храмов, что тоже требовало его неустанной заботы.
В клировой ведомости Василиевской церкви за 1905 год говорится, что священником является И.В. Селивановский, родившийся 8 ноября 1838 года. По клировой ведомости за 1906 год видно, что служит здесь уже другой священник.
Наконец приближаемся к развязке данной истории. Заглянем в клировые ведомости по Шарангской Троицкой церкви и увидим, что в составе причта в 1894 году упоминается впервые диакон Петр Иоаннов Селивановский (родившийся в селе Кундышском от диакона в 1868 году); он был переведен в Шарангу с пономарской должности из села Рудинского, то есть из Кушнура. Одновременно проходил должность учителя Шарангской церковно-приходской школы. Из этого следует, что последнее пристанище в своей жизни обрел учитель и священник Иоанн Варфоломеевич Селивановский в церковной ограде Шарангской церкви, где служил диаконом его сын Петр Селивановский.
Общий вывод таков: в утраченных ныне могилах покоятся достойные люди: священники и церковнослужители, их ближайшие родственники. Все они внесли неоценимый вклад в дело образования и просвещения крестьянских детей. Вместе с ними на село пришла культура. Для жителей в те годы церковь являлась одновременно и музыкальным центром, и библиотекой, и картинной галереей.
Не будем забывать, что жили они больше ста лет назад, в 19 веке, когда церковь была единственным учреждением, где предоставлялась возможность внимать не только слову Божьему, но и прикоснуться к мировой культуре и образованию, основанным на библейских сюжетах.
Вслед за храмами в селах и деревнях открывались земские училища, церковно-приходские школы, школы грамоты. Россия постепенно становилась цивилизованной страной.

Автор: Т. В. ПЕТУНИНА

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

Реклама

Вверх