Меню
12+

Средство массовой информации - сетевое издание "Знамя победы.ru"

20.03.2017 09:41 Понедельник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 19 от 18.03.2017 г.

Звонят, звонят колокола, напоминая нам о прошлом

Автор: В. В. КРЕВСКАЯ
зав. Большеустинской сельской библиотекой

Храм во имя святителя Николая Чудотворца –
с. Большое Устинское

«Но тронулся лед в наших душах ...»
Р. Царегородцева

Что делать, если глобальная компьютеризация проникла в сознание нынешней молодежи? У нее нет времени, а порой, к сожалению, и желания пойти в библиотеку или дома взять с полки книгу и почитать ее, задуматься «о разумном, добром, вечном». И мы, взрослые, зачастую равнодушны к тому поколению, которое идет нам на смену.
У общества должна быть общая система нравственных ориентиров, а есть они там, где хранят уважение к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории. Эти проблемы очень хорошо понимает местный краевед-исследователь Т.В.Петунина.
В условиях кризисного общества народ обращается к своим истокам, традициям, обычаям, классическому духовному наследию. Таковыми являются храмы и их служители. Тамара Васильевна в архивах ищет документы о храмах района и округи, о служивших в них священниках и церковниках и их роли в истории, что вершилась на юго-западе территории Яранского уезда Вятской губернии. Кратко хочу изложить тот материал краеведа, с которым она выступила на конференции «Звон колокольный все плывет над Устой» в Большеустинской сельской библиотеке.
300-летний род многочисленных священников и церковнослужителей Селивановских оставил о себе память в виде построенных церквей и открытых школ. Ближайшие из храмов – в селах Русские Краи и Большая Рудка.
Так Богу, видимо, было угодно, что Селивановские породнились с семьей Галицких. Сын дьякона Мусерской церкви Галицкого П.В., награжденнного за более чем 50-летнюю службу орденом Святой Анны 3 степени, Василий Галицкий и Феоктиста Селивановская соединили свои судьбы. В их семье родились будущий всемирно известный шахматист и врач Александр Васильевич Галицкий и матушка Феофания Игнатьева. В.П. Галицкий служил в Русских Краях, а 4 августа 1874 года был рукоположен в сан священника к Николаевской (Никольской) церкви села Больше-устинское Яранского уезда. Прихожане запомнили его как скромного, очень трудолюбивого, высоконравственного человека. В своих проповедях Василий Петрович резко осуждал пьянство, леность. Учил разумному ведению сельского хозяйства, животноводства, пчеловодства. Где бы он впоследствии ни служил, особое место в его жизни занимала школа, он помогал материально сельским ученикам, на свои средства приобретал книги.
Еще одно значимое имя на Яранской земле – Игнатьев Тит Игнатьевич, родом из Нежнура. Он был в числе первых служителей церкви – уроженцев марийской деревни. Тит Игнатьевич имел большую семью, выходцы из которой по мужской линии продолжили обучение в духовном училище и духовной семинарии. Женщины из этого семейства при замужестве предпочтение отдавали мужчинам из семей священников.
Николай Титович Игнатьев женился на Феофании Васильевне Галицкой. Его в полной мере можно назвать просветителем. Николай Титович был заведующим и законоучителем церковно-приходской школы, участвовал в проведении переписи населения, был назначен законоучителем земского училища. Кроме того, он являлся заведующим Епархиальным книжным складом при церкви села Пектубаево. С марта 1892 года состоял членом Миссионерского общества и членом Братства святителя и чудотворца Николая. Но, прослужив в храмах более 40 лет, арестован и 25 сентября 1937 года приговорен к смертной казни и расстрелян.
Массовые репрессии коснулись шестерых человек из семейства Игнатьевых.
Впоследствии все они были реабилитированы. Но так уж сложилась судьба этих талантливых просветителей народа. А ведь все православные храмы были для прихожан очагом культуры и просвещения: и библиотекой, и картинной галереей. Служили в них скромные и добропорядочные люди, никогда не стремившиеся к власти, славе, богатству. Они проповедовали истину заповедей Христовых, учили детей добру, открывали им мир грамоты и литературы. Благодаря священникам-учителям Россия становилась цивилизованнее.
Сегодня жизнь большинства молодых людей проходит между телевизором и компьютером, многие оказываются во власти спиртного, наркотиков, попадают под влияние сект. Нередко можно встретить жестокость и насилие. Среди молодежи наибольшей ценностью является свобода личности, однако она часто понимается как вседозволенность. Расшатаны семейные и социальные устои. В школе и дома от подростка что-то все время требуют. И лишь в библиотеку можно прийти просто так, посмотреть журнал, пообщаться, заглянуть в прошлое своего села.
Используя исследования Т.В.Петуниной, я решила собрать материал о священниках, которые служили в Большеустинской церкви. Было разработано и проведено несколько мероприятий на тему «Историческое прошлое храма в селе Большое Устинское».
По определению Вятской епархии в 1859 году в селе Большое Устинское был выделен церковный приход. Богослужения проходили в молельном доме. В 1861 г. построили деревянную церковь во имя святителя Николая. Каменный храм возведен в 1897 году.
Но первое упоминание о священнослужителях Никольской церкви в селе Большое Устинское, как установила Тамара Васильевна, относится к 1859 году и зафиксировано в клировых ведомостях – своего рода ежегодных отчетах. Первый священник Владимир Федорович Двинянинов служил здесь «до 16 сентября 1859 года, затем был перемещен из Большого Устинского в село Якиманку Сарапульского уезда».
По словам Тамары Васильевны, клировые ведомости дают много информации о прошлом: биографии священно- и церковнослужителей, оценку их отношения к должностным обязанностям, состав семьи, а также сведения о деревнях и починках, входивших в церковный приход (количество дворов и душ мужского и женского пола), описание состояния церкви и т.п. Можно таким образом проследить год за годом историю храма и установить имена церковного причта дореволюционного периода.
1860 год. С этого времени служит в церкви священник Василий Александрович Диаконов, дьяконский сын. Закончил Вятскую семинарию. 12 лет (до 17 марта 1872 года) не только взывает к прихожанам с церковного амвона, но и является учителем и законоучителем в школе. За успешную деятельность в деле просвещения, обращение раскольников в православие, обучение крестьянских мальчиков, усердное исполнение пастырских обязанностей священник Диаконов получал грамоты и благодарности от епархиального начальства. Из села его перевели в Роженцово во вновь открытый приход.
1873 год. После богословского курса Вятской духовной семинарии Большеустинский приход принял Илия Сергеевич Краев, тоже дьяконский сын. Служил до 4 августа 1874 года.
1874 год. Священник Василий Петрович Галицкий. В 1876 году также совмещает должность законоучителя в Большеустинском народном училище. За хорошую службу и просветительскую деятельность он заслужил поощрение Епархиального начальства.
1878 год. Настоятелем становится Николай Кириллович Денисов, дьяконский сын, 28 лет. Окончил богословский курс Вятской духовной семинарии. С 15 сентября 1873 по 12 ноября 1878 года он работал учителем Верхосунского народного мужского училища Нолинского уезда. 15 ноября 1878 года Николай Кириллович Денисов рукоположен во священники. Служил в с. Б.Устинское 2 года.
1880 год. Настоятель Иоанн Емельянович Зарницын, дьяконский сын, 38 лет. Его отец Емельян Степанович Зарницын прослужил дьяконом в Шарангской церкви более 40 лет. И. Е. Зарницын окончил Вятскую духовную семинарию в 1868 году. До службы в церкви он проходил должность учителя в народных училищах Яранского уезда, а также учительствовал в местной школе. За время службы отца Иоанна построена каменная церковь, в 1897 году она была освящена. Сам священник неоднократно награждался различными грамотами и благодарностями. Прослужил 23 года. Похоронен у храма в селе Б.Устинское.
1903 год. Священник Михаил Иоаннович Зарницын, 24 года, сын священника Иоанна Зарницына. Закончил Вятскую духовную семинарию. До 1903 года служил надзирателем (воспитателем) Нолинского духовного училища. В сан иерея к Никольской церкви села Б. Устинское рукоположен 22 ноября 1903 года. Продолжал служить до закрытия церкви и являлся ее настоятелем до 1936 года. 33 года бессменно нес своим прихожанам православные религиозные убеждения. Это был образованный, культурный человек, обладал музыкальным слухом, играл на скрипке, знал математику, разбирался в политике. Семинарское образование давало и знание иностранных языков. В годы репрессий дважды сидел в тюрьме. В 1977 году в возрасте 97 лет он умер. Похоронен в селе Карпово, матушка же Антонина Сергеевна в мир иной ушла еще в 1943 году. Ее прах покоится на Б. Устинском кладбище. В настоящее время в Карпове проживает их внучка – Ольга Николаевна Степанова-Деньгина.
Проанализировав служение первых священников и обобщив их вклад в установление и развитие традиций православного народа, приходим к такому выводу: деятельность священников была направлена не только на укрепление духовности паствы и распространение православных религиозных убеждений, но и на повышение грамотности и общекультурных ценностей среди простого люда. Придавая большое внимание воспитанию подрастающего поколения, их служба предполагала не только правильную передачу знаний о Боге, мире и человеке, но, прежде всего, укоренение детей в вере и традициях, семейном укладе, почитании старших, жизнь по Божьим заповедям. Церковь была спасительным источником благодати. Именно представители священнических династий несли в крестьянские массы лесного захолустья зачатки культуры, но в годы богоборчества они сполна хлебнули горя вместе со своей паствой.
В глубоком почтении и благоговении вспомним православных священников и поклонимся «за доброе, разумное, вечное», которое оста

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

187